Итак, последняя серьезная модификация была сделана. Та-дааам
Каретка переделана под сингл с овалом от Гарбарука на 38 зубов:
В этот же день я катнул 80 км, в том числе и по горкам (остров, речпорт, фрегат, вечный огонь, салют), овал крутить намного приятнее, меньше нагрузка на колени, плавнее ход, впечатления исключительно положительные.
И был установлен PAS-датчик:
За реализацию хочу поблагодарить Сашу из Веломастера. Он подошел к делу с энтузиазмом, и несмотря на спешку, сделал всё по высшему классу. Наверное, даже я сам не сделал бы лучше, будь у меня инстументы. Рекомендую.
Что касается езды с ассистированием -- у меня много впечатлений, сейчас постараюсь описать.
В "двух" словах -- если вы не ездили с ассистированием, считайте, что вы на электровелосипеде не ездили вообще.
Это совершенно другие ощущения. Ручкой или курком газа управлять мощностью в зависимости от темпа езды и внешних факторов очень трудно и, имея в этом опыт, я бы сказал, невозможно. Езда -- это динамический процесс, разгон-торможение-разгон-торможение, редко когда удается ехать по ровной сохраняя одну и ту же скорость, особенно по нашим дорогам. А ручки и курки газа работают не линейно, а как-то логарифмически -- в какой-то момент небольшое усилие на курке приводит к возрастанию мощности чуть ли не до максимума. Еще надо учесть, что во время езды, как правило, тряска, ну и, удерживать курок в одном положении долгое время проблематично. Я пробовал по разному, находил упор для пальца, прижимал его к ручке, но как только нужно было изменить мощность, снова надо было искать нужное положение курка и как-то его стараться сохранять. Вобщем, геморрой еще тот. Курок нужен для грубого "газования", и езды как на скутере. Втопил и полетел. Когда соответствие мощности к вращению педалей не интересует.
Именно поэтому я акцентирую внимание на том, что езда на курке и с ассистированием -- это абсолютно разные вещи.
Я не могу говорить за другие контроллеры, но в Evel Mini алгоритм ассистирования реализован отлично! Доступно 5 уровней, которые выбираются с пульта управления на руле (кнопки "+" и "-"). Этих уровней хватает с лихвой, чтобы подобрать наиболее подходящую мощность в данный конкретный момент.
И уровень "0" - когда ассистирование полностью отключено.
Когда нет ветра и я еду по идеально ровной трассе, ассистирование можно полностью отключить. Это можно принять за эталон, так сказать,точку отсчета. Все остальные уровни ассистирования нужны для того, чтобы компенсировать внешние условия и помочь ехать в эталонном режиме.
(на самом деле у них нет таких четких назначений, я умышленно ищу аналогии, чтобы сделать понятным как мощность зависит от выбранного уровня)
Уровень 1 - это небольшой встречный ветер или усталость после длительной поездки
Уровень 2 - это скорость выше 30 км/ч или ощутимый встречный ветер или езда в легкую горку (как возле Жовтневого, там есть подъем)
Уровень 3-4 - это уже езда при довольно сильном встречном ветре или подъем на высокую горку (островской мост или у Фрегата)
Уровень 5 - это максимальный ассист, на случай ураганного ветра или очень крутой горки, равносилен максимальному газу с курка. Но благодаря ассисту мощность всё же пропорциональна скорости вращения педалей, поэтому вы получаете тем больше помощи, чем выше каденс. По субъективным ощущениям максимальный уровень ассиста включается при каденсе 60-70 оборотов и выше, что, в принципе, логично.
Еще, плюс ассиста, который я уловил сразу -- помощь на разгонах. Это очень классно, когда стартуешь после остановки. Даже если забыл переключить передачу, просто начинаешь вращать педали и мотор тоже подключается и вообще никакого напряжения в коленях. Как езда с небольшой горки - ты слегка трогаешься и плавно вращая педали едешь с небольшим ускорением, постепенно доводя скорость до оптимальной. Ассистирование включается после поворота педалей примерно на 30 градусов. Так что, если вы случайно сдвините педали, это не приведет к рывку велосипеда. У меня за весь день не было ни одного такого холостого срабатывания. Однако, это довольно хорошая чувствительность при езде, и включение мотора практически не чувствуется, его работа очень прозрачна. Понять, что мотор помогает можно восновном по его звуку. Мотор работает с ездва слышным жужжанием (шестеренки в редукторе), похоже на комариный писк, только на тон ниже.
Я не знаю с чем это сравнить. Как киберпротез из фантастики представьте, что ваши ноги вдруг стали сильнее на 50%. Ниже Ярик подсказал -- экзоскелет! Вот, это и будет езда с ассистированием. Динамика езды сразу возрастает. Вы быстрее разгоняетесь и набираете выше скорость. Если обычно я езжу с крейсерской скоростью 23-25 км/ч, то с ассистом - 30-33 км/ч. То же самое касается разгона, он происходит заметно резче. Но при этом требует меньше усилий. Если раньше под конец дня, когда я был уставший, каждый разгон с места был мучением, то теперь с ассистом я разгоняюсь без жутких гримасс на лице
Ну и, постоянное ощущение, что едешь в идеальных условиях. По ровной дороге без ветра. Тебе в лицо дует ветер, а ты всё-равно едешь с теми же усилиями, как буд-то его нет. Едешь в горку, а прикладываешь усилия, как буд-то этой горки и нет. Это непередаваемые ощущения. Вся езда превращается в увлекательную прогулку. Где больше нет места отрицательным эмоциям, вроде "с*ка, снова ветер в харю" или "б*я, опять эта горка"... только езда и удовольствие. Вот, что такое езда с ассистированием.
Ну и, то, за что я сражался последний год -- ассистирование не мешает педалированию! Мотор не обгоняет педали, его мощность не делает за меня всю работу. Опять же, субъективно я приведу соотношение - сколько усилий в процентах, берет на себя мотор:
Уровень 1 - до 15-20%
Уровень 2 - до 30-40%
Уровень 3 - до 50-60%
Уровень 4 - до 70-80%
Уровень 5 - до 85-95%
Везде написано "до ...", т.к. варьируется в зависимости от каденса. Т.обр. разные уровни ассиста частично перекрывают друг-друга. Это делает их использование очень прозрачным. И переключаясь с уровня 2, скажем, на уровень 3, вы сразу не почувствуете большой разнице. Она (разница) станет очевидной только когда вы наберете достаточный каденс (скорость вращения педалей).
Т.е. в режиме ассистирования мотор полностью двигать байк за вас не будет! И это важное принципиальное отличие от езды на курковом газе (или ручке). Крутить по прежнему нужно, только уже не нужно надрываться. Если вы чувствуете дискомфорт от повышенной нагрузки, вы просто подбираете нужный уровень ассиста и возвращаетесь в зону комфортного педалирования. Лично у меня почти вся езда проходила на уровнях 1-3. 4-5 я включил всего пару раз, когда ехал в очень крутые горки. В основном - это уровень 1, когда мешает легкий ветер. 2-3 - это езда по холмам и невысоким горкам.
Теперь о самом интересном! Оказывается, когда включено ассистирование, то расход батареи происходит более экономно, чем при управлении курковым газом. Не знаю как это объяснить, но... смотрите сами:
(учитывая, что этот одометр врёт, то реально я проехал около 88 км, и батарею посадил только до 20%)
Я весь день катался с ассистированием. Отключал его только когда ехал в идеальных условиях, а это не более четверти всего маршрута. Т.е. по факту ассист был включен примерно на 60 км моего пути.
Другими словами, при разумном использовании ассистирования, 11 Ач батареи должно хватить на 100 км пути. Лично для меня это стало приятным сюрпризом. Это даже больше чем я рассчитывал. Я думал, что этой батареи мне будет хватать на 40-50 км. А оказалось, что в два раза больше.
Подведу короткий итог:
Я наконец-то получил велосипед своей мечты. Теперь я могу кататься в своё удовльствие, несмотря на внешние условия, такие как ветер или рельеф местности и получать равномерную кардио-нагрузку, не боясь навредить здоровью. Теперь я могу ездить с "лосями" на их покатушки, ничем не уступая им по скорости и выносливости Теперь я могу позволить себе более дерзкие вылазки за город, даже без группы, в одиночку. Теперь мне не сложно носить его на 5 этаж. Теперь он выглядит аккуратно, как обычный велосипед, с минимальными отличиями. Теперь это моя ростовка, правильная посадка, удобные компоненты...
Впереди целый сезон, а подо мной заряженный байк, рвущийся в бой! я доволен.
В будущем я планирую только мелкие модификации:
- поменять заднюю 10-скоростную кассету на другое соотношение 11-28 или 11-32 (вместо 11-36), для большего комфорта педалирования
- убрать ненужный теперь переключатель передних скоростей (т.к. уже сингл)
- скоро приедет с eBay новая обмотка руля, та что сейчас скользит и скрипит, а вообще, есть идея попробовать купить натуральную кожу и из неё сделать обмотку
- надо удлинить липучки сумочки с контроллером
- немного организовать провода, м.б. скрутить изолентой в шины, чтобы небыло хаоса
- с eBay должна приехать пара новых подсидельных сумок для инструментов, одну из них прицеплю
- тоже с eBay жду пару беспроводных велокомпов, даже не знаю уже зачем может быть приделаю один для учета правильных расстояний
- еще для дальняков заказал силиконовый чехол на сиденье, чтобы спасать ж*пу когда уже совсем невтерпёж, посмотрю какой от него будет толк
- ну и, уже валяется купленный подсидел с амортизацией, тоже хочу его взять в одну из дальних поездок, чтобы по дороге поставить и ощутить эффект
- сделать чехол для батареи из пиксельной камуфляжной водостойкой ткани (что-то типа такого), по идее, это сделает её более незаметной, ну и защитит от пыли, грязи и воды...
Спасибо всем, кто следил за темой!
И еще раз спасибо Саше из Веломастера за помощь. Особенно за идею с передним мотором!
Кстати, я вчера понял еще один плюс расположения мотора спереди - проходимость! Ездил в гидропарк и там надо было проехать участок пути по песку. Просто втопил газ, и продолжая крутить педали, на полном приводе проехал слегка зарываясь в песок, но без малейшего намёка на потерю управляемости. Это реально вездеход по идее, будет хорошо гонять и зимой по снегу ))) жаль, я зимой не катаюсь...
Отредактировано Stranger (28.04.2016 01:15)