Всё чаще у нас собираются поездки, где участники пытаются ехать группой для экономии сил, но ездить в группе не умеют. Я далеко не самый опытный в этом деле велосипедист, но мне приходилось много ездить на мероприятия в другие города и удавалось покататься в шоссейных группах и хотелось бы поделиться теми знаниями, что я получил.
Потому, что езда в группе требует определённой сноровки и строгого соблюдения правил, иначе это чревато завалами и травмами и поломками велосипеда.
Отдельно от всего, скажем так, пункт номер «0», удивительно, что об этом приходится вообще говорить, но для некоторых это не очевидно:
0) Когда едешь в группе и ты не последний ты не имеешь права высмаркиваться или плеваться, как бы ты не отворачивался в сторону и как бы не наклонялся! Делай, что хочешь, размазывай сопли по лицу, глотай их, вытирай рукавом, но НИКОГДА не позволяй им лететь назад. Это твои сопли, и ни кто больше не желает с ними контактировать. Либо же сдавай смену, уезжай в хвост и там проводи свои процедуры.
1) Старайся ехать ровно. Тренируй это уменее, когда катаешься сам: едь точно по белой линии обочины и старайся с неё не съезжать. Кроме того есть товарищи, которые постоянно виляют (раскачиваются со стороны в сторону с каждым оборотом педалей) при езде, это тоже неправильно, значит что-то не так с посадкой или техникой.
2) Показывай препятствия заранее и начинай объезжать их заблаговременно. Если ты лидируешь, то только ты видишь всю дорогу впереди. У остальных обзор больше или меньше, но закрыт. Видя яму, или иной препятствие на дороге ты должен очень заранее сдвинуться в нужную сторону для его объезда и показать рукой вниз с той стороны, с которой у тебя останется препятствие. На больших скоростях обычно руль не отпускают, а машут пальцами в соответствующую сторону. Это возможно только на руле типа «баран» или на прямом руле, когда держишься за «рожки». Если ты будешь ехать прямо на яму и в последний момент вильнёшь и объедешь её, то тот, кто ехал за тобой, обязательно в эту яму попадёт.
3) Ни каких резких манёвров. За тобой еду люди, и как близко они едут, ты не знаешь. Поэтому никаких манёвров. Только прямо. Не успел заранее объехать яму, как сказано в п.2 всё, едешь по яме, сам виноват. Максимум, что ты тут можешь сделать — перепрыгнуть её. Если ты вильнёшь и зацепишь колесо того, что сзади, то тебе, в подавляющем большинстве случаев, не будет ничего, а задний почти 100% упадёт. Далее на него наедет тот, кто ехал за ним и т.д. Это опасно!
4) Забудь, что у тебя есть тормоз. Тормозами можно пользоваться, только если едешь последний. В остальных случаях забудь о тормозах. Единственный допустимый случай использования тормоза это крайне лёгкое притормаживание, когда лидер сбрасывает скорость.
5) Не останавливай педалирование, держи ровную скорость. Ты не должен прекращать крутить. Нужно крутить с постоянной скоростью плавно наращивая и плавно сбрасывая обороты. Выбери подходящую передачу и вперёд. Когда ты прекращаешь крутить, поток встречного воздуха тебя тормозит быстрее, чем тех, кто у тебя на колесе. Они вынуждены притормаживать, чтобы не въехать в тебя. Так торможение распределяется до последнего человека в группе. А потом ты начинаешь крутить, твоя скорость повышается резко, и тебя начинают догонять. Получаются колебания, и чем больше людей едет друг за другом, тем больше колебания будут в хвосте. Вплоть до того, что последние могут из-за этого отваливаться из группы постоянно. Ну даже если не отваливаются, то тратят намного больше сил.
В любом случае, помни каждую секунду: за тобой едут люди и ты ответственен за них в данный момент. И тогда проблем будет меньше.
Теперь немного по сменам. Тот, кто едет впереди называется лидер, он принял «смену» и ведёт. Лидер упирается во встречный поток воздуха, поэтому ему тяжелее. Он должен ехать столько, сколько может крутить с оптимальной производительностью. Как только силы начинают проседать, нужнно сдавать смену.
Смена не принимается, смена сдаётся. Именно лидер инициирует смену. Для этого используются разные жесты по договорённости. Например взмахи локтями, как крыльями. После этого лидер уходит влево. Тот, кто ехал за лидером, должен продолжить ехать с той же скоростью. Если считает нужным, то плавно поднимать. В это время тот, кто сменился, плавно даёт группе себя обогнать и становится в хвосте. Есть возможность поехать последним, понажимать там тормоз, поплеваться, посморкаться, и всякое такое.
Если в группе кто-то матрасит и не ходит в смены, то он должен пустить сменившегося перед собой, образовав необходимый интервал.
Ещё раз повторю, я далеко не шоссейный гонщик, поэтому если у более опытных товарищей будут замечания, то с удовольствием дополню или изменю это руководство.