22 мая 2010
Еще осенью, перед первыми снегопадами, Кирилл Остапенко из компании Велодрайв неосторожно предложил взять на тест складную Стриду из новых поставок. Предложил и обещание свое в середине мая выполнил. Сразу после поступления на склад моделей последнего поколения 5.2 в почтовом ящике оказалось письмо с адресом магазина, в котором ждет готовый к тесту велосипед. Неосторожно белого цвета
========================================
========================================
Сразу после беглого осмотра было решено разбить обзор на три части: техническую, в деле и общие выводы по итогам месячной эксплуатации, когда эмоции осядут и останутся голые факты.
========================================
========================================
Strida, это собирательное название серии велосипедов, главная отличительная черта которых, складывающаяся треугольная рама. Первая версия велосипеда была запущена аж в 1987 году (концепт был сделан в 85), ее изобретатель, англичанин Майк Сандерс, не скрывает, что разрабатывал концепт городского велосипеда оглядываясь на общие идеи складных детских колясок и инвалидных кресел. За 23 года общий дизайн велосипеда не изменился, постоянным улучшениям из поколения в поколение подвергались лишь отдельные узлы и компоненты и владелец первой неуклюжей версии Стриды, да даже прототипа, найдись такой. без труда разберется с представителями 5 поколения.
Важно отметить, что в ряде стран, патент на складывающуюся раму Стриды 1 и 2 поколения истек несколько лет назад, поэтому презрительно называть все клоны этого велосипеда фейк-Стридами некорректно. Некоторые чистокровные китайцы действительно нарушают все возможные патенты, кто-то взял за основу только принципиальную схему велосипеда.
========================================
========================================
Нынешний производитель Стриды, тайваньская компания Ming Cycle Industry.
Она является как владельцем патента, так и самостоятельным производителем всей серии велосипедов. Говорят, что к настоящему моменту суммарный мировой тираж Стриды превысил 200 000 экземпляров. На самом велосипеде, название производителя я нашел только на переднем шкиве системы.
Принципиально, Стрида, это велосипед: средство передвижения с двумя колесами, рулем, педалями и ременным приводом. Однако, если разобрать ее на отдельные узлы, то типовых деталей, которые можно встретить на обычном велосипеде, на нем практически нет. Другими словами, большая часть компонентов используются только на этом велосипеде и как запчасти в обычных в веломагазинах не продаются. Привычными можно условно назвать: покрышки, складные педали, седло со стандартными рельсами, грипсы, два тормозных диска IS6 (перед 140мм и зад 160мм), тормозные тросы, шатуны с посадкой на квадрат.. на этом список заканчивается, не успев толком начаться.
Беглый осмотр рождает множество вопросов по поводу технической надежности тех или иных, прямо скажем, непривычных узлов, в качестве мантры можно повторять, что за 20 лет производства все явные слабые узлы были неоднократно переработаны и усилены, а финальный продукт покрывается пожизненной гарантией на поломки рамы, возникшие по недосмотру производителя.
Перейдем к характеристикам. Общий вес велосипеда 9.6 килограммов. Габариты в сложенном виде 114x51x23 сантиметра.
Если сравнивать с обычными MTB, это весьма достойный вес, хотя, для такого крохотного в сложенном положении велосипеда без амортизаторов, цифра кажется значительной. Признаюсь, мои попытки придумать какие-то теоретические радикальные пути снижения веса провалились: Сандерс и инженеры Ming Cycle свой хлеб ели не зря. Практически все элементы велосипеда сделаны из алюминия 7005 T6 и основной вес приходится на раму. Сомневаюсь, что где-то в Стриде толщина стенки рамы меньше 1-2мм, возможно, повторный просчет рамы и гидроформинг позволит скинуть сотню другую грамм, но это не слишком серьезно. Все несущие элементы сделаны с неслабым запасом прочности. Так, пластины удерживающие каретку имеют толщину 7мм, а стенка руля почти 3 мм. Но повторюсь, такие характеристики явно не случайны. Ажурный легкий багажник, например, сделан для снижения веса из полых алюминиевых трубок, т.е. где возможно, вес сбрит.
На выбор покупателя Strida 5.2 предлагается в 7 вариантах покраски (белый, черный, черный матовый, оранжевый, зеленый, кофейный) и чуть дороже, вариант с перламутровым покрытием (светится в темноте). Краска не порошковая, но довольно толстая, нанесена аккуратно и закрыта лаком.
===========================================
===========================================
===========================================
Рама состоит из трех раздельных труб, скрепленных в разных частях осью (заднее колесо), шаровым шарниром (верхняя точка) и замок с осью (переднее колесо). Узел с задней осью со временем эксплуатации будет ловить песок, который в районе узла при постоянном складывании велосипеда будет оставлять небольшие царапины. Это неприятно, но к таким моментам стоит относится как к неизбежному злу. Каждая компоновка имеет свои минусы, вопрос только в том, перевесят ли их плюсы? Штатная подножка велосипеда крепится непосредственно к кареточному узлу и довольно удобна.
Производитель утверждает, что Стрида 5.2 пригодна для велосипедистов ростом до 192 сантиметров, я бы поставил эту цифру под сомнение: при максимально поднятом седле при моих 179 колени не достают до руля буквально сантиметр. К счастью, есть возможность апгрейда руля на модель с подъемом.
===========================================
===========================================
===========================================
Замок рамы является одновременно и шарниром. В собранном велосипеде нагрузка на ось идет в горизонтальном положении (передняя труба от давления велосипедиста сверху пытается "уехать" вперед). При транспортировке в разложенном виде труба немного люфтит на шарнире и лязгает на выбоинах. Под нагрузкой всяческий шум исчезает.
===========================================
===========================================
Для того, чтобы снять нижнюю трубу с шарнира надо нажать на небольшой флажок и легким движением поднять трубу вверх. Передняя труба заводится вдоль велосипеда и колеса сцепляются магнитом.
===========================================
===========================================
===========================================
Штатные педали из довольно прочного на вид пластика складываются нажатием на корпус в сторону рамы.
===========================================
===========================================
Руль, действующий патент Ming Cycles, по идее, если он есть на клоне Стриды, значит украден
===========================================
===========================================
Для того, чтобы сложить руль, необходимо открыть подрулевой эксцентрик, отжать две кнопки, выдвинуть руль вбок на 2 сантиметра, опустить и закрыть эксцентрик. Закрывающие руль пробки в центре имеют веревочное кольцо. При перевозке или парковке в сложенном состоянии оно натягивается на кончик тормозной рукоятки и таким образом блокирует тормоз. Опыт езды на обычных велосипедах подсказывает, что при падении, асфальт с высокой вероятностью сотрет эту пробку с веревкой.
===========================================
===========================================
В сложенном виде Стрида перевозится как коляска (ее нужно толкать вперед держа за вынос), лежачее положение вверх ногами, на багажнике.
===========================================
===========================================
Диаметр колес модели на тесте 16", в качестве опции производитель предлагает сделать апгрейд 18" колесами, для девушек и велосипедистов скромных габаритов есть модель Mini, с совсем миниатюрными колесами 14" (рост велосипедиста до 160 сантиметров). Широкие обода, с тормозной поверхностью пригодной для V-brake тормозов, 28 спиц и обычные тормозные диски на 6 болтов 140 и 160 мм. С свободной стороны оси на втулке закреплено кольцо довольно сильного магнитного замка, мощность которого можно регулировать обычным шестигранником.. В сложенном виде магниты встречаются и фиксируют колеса вместе. Судя по взрыв-схеме, в каждой втулке живет пара промышленных подшипников и изрядный набор уплотнителей.
===========================================
===========================================
Колеса закрыты штатными профильными пластиковыми крыльями с задним брызговиком. Сами крылья расположены чуть вбок от центральной оси колеса, очевидно, чтобы не мешать в сложенном положении.
Поскольку колеса крепятся с помощью оси, для замены камеры снимать колесо не требуется. Покрышки на Стриде Kenda Kwest с различимой светоотражающей полоской. Ширина покрышки 1.5", протектор практически сликовый со слабым рисунком. Рекомендуемое давление от 2.8 до 4.6 атмосферы.
===========================================
===========================================
Все велосипеды, кроме двухскоростной версии SD, имеют одну передачу, привод, неприхотливый ремень длиной 1.5 метра, который не нужно смазывать и который не пачкает одежду. Передний шкив имеет 100 зубьев, задний 30. Средняя комфортная скорость заявлена как 19 км/ч, так это или нет, я несомненно проверю в ходе дальнейшего теста.
===========================================
===========================================
Передний шкив сделан из пластика, задний с трещоткой, с недавних пор стал алюминиевым. На фотографии хорошо виден ролик с промышленным подшипником, который должен предотвратить проскальзывание ремня по заднему шкиву. Очень напрягло поведение трещотки, точнее ее тугой свободный ход. При транспортировке и на холостом ходу педали постоянно норовят повернуться. Поиск по интернету подсказывает, что это частая проблема новых трещоток Стриды, которые слишком набиты смазкой. Обещают, что со временем эта проблема исчезает, но в настоящий момент это крайне раздражает, тем более, что сопротивление довольно сильное, а следовательно, теряется энергия.
===========================================
===========================================
Натяжение ремня обеспечивает массивная каретка со смещенным центром. Шатуны системы алюминиевые, передний шкив пластиковый. Опционально, шкив и шатуны можно заменить на гораздо более долговечную алюминиевую систему.
===========================================
===========================================
Регулируемый узел седла, заслуживает отдельного упоминания. Материал пластик, седло закрепляется обычным болтом с гайкой. Судя по отзывам на форумах, подходит практически любое велосипедное седло, кроме некоторых Бруксов с массивными пружинами. Затягивать стоит без фанатизма, некоторые владельцы перетягивали болт и ломали пластиковое основание.
===========================================
===========================================
В Стриде 5.2 он оснащается системой регулировки высоты седла без ключа, с помощью двух эксцентриков. Достаточно открыть рычаги, отжать хомут предохранительной скобы и передвинуть седло (а точнее весь узел) на требуемую высоту. Быстро, удобно, оставляет при регулярном применении хоть и небольшие, но гарантированные царапины на раме. Впрочем, аналогичной проблемой страдают и классические подседельные штыри. В действительно удобный небольшой алюминиевый багажник можно установить опциональную сумку, максимальный вес для перевозки 10 килограммов. Более чем достаточно для обычных поездок.
===========================================
===========================================
Пятое поколение Стриды оснащается простыми и эффективными механическими дисковыми тормозами. Насколько я успел заметить, их мощности хватает в любых дорожных ситуациях, колодки потребовали легкой регулировки обычным шестигранником, затруднений процедура у обычных людей вызвать не должна (плюс к велосипеду, довольно информативная для неофитов инструкция). Вся разводка тросов внутренняя, тормозные рукоятки самые обычные, особенным является только небольшой крючок на конце рычага, за который цепляется трос блокировки.
===========================================
===========================================
В качестве главного переднего катафота на передней трубе наклеена длинная светоотражающая наклейка, катафотами оснащены и педали. Задний катафот крепится к багажнику. С боковыми катафотами все немного хуже: хотя светоотражающая полоска на покрышке и заметна в ночное время, но расположена довольно низко. Учитывая необычную компоновку велосипеда, в дальнем свете было вообще не очень понятно, что за устройство передвижения ждет автомобиль впереди. Светоотражающие вставки на одежду рекомендуются.
Общее впечатление
Абсолютно вещь в себе, концепт складного велосипеда сделанный с нуля, без оглядки на существующие схемы. С точки зрения комплектации, цена кажется завышенной, но если принимать велосипед не как набор компонентов Alivio-Deore-X-5, а готовое средство передвижения с определенной ценой за комфорт, расклад чувствуется будет не в пользу громоздких классических велосипедов. Качество сборки и компонентов нареканий внешне не вызывает, все сделано с максимальной прочностью для долговечной эксплуатации с минимальными затратами на обслуживание.
===========================================
===========================================
В следующей части: чтобы понять реальные возможности Стриды как городского велосипеда для езды в обычной одежде, я укомплектую велосипед компьютером, каденсометром и попробую его в родной среде обитания. Рассмотрим все: посадку, скорость, удобство, маневренность, перевозку в транспорте и т.д. Все вопросы пока можно задать в форуме.
отчет подготовлен по данным Источника: Даниил Кузнецов для birota.ru статьи.