«Проводы весны на Гилее» или «По священным дорогам ольвиополитов к Борисфениде»
День I. 28.05.2012. «Николаевская сотня».
-= Становление команды. =-
5-00 над Херсоном начало плакать небо, мелко, но плотно. И кто в этот момент надеялся, что в течение дня распогодится, надеялся зря.
6-40 – все участники велопохода «Херсон-Ольвия-Кинбурн- Херсон» (Вадим Roofer, Алексей Morvis, Виктор, Сергей, Дима Easy Rider) встретились перед ДЮСШ-5, что на Шуменском. В течение 20 минут все раззнакомились и окончательно обозначили детали похода, вспомнили правила ПДД и техники безопасности.
-= На Николаев под пасмурным небом. =-
В 7-00 колонной вышли на старт и начали движение на Николаев через Станислав. До Белозерки был взят настолько отличный темп, что незаметно группа пришла к «Белозерксому» танку. Небольшая остановка на кофе, водопой и фото. Снова пошел мелкий дождь, который далее мы просто перестали замечать. Дальше была трасса, с небольшими остановками на фото (Вадим Roofer воплощал свои фотоидеи в жизнь). Так, группа размеренным, но уверенным темпом дошла до Станислава. Дальше Александровка, Лупарево и Лиманы – на велокомпьютере 62 км пройденного пути, на часах 12-00. На выезде из Лиманов, недоезжая до Николаевского глиноземного завода, слева замечаем сосновую рощу, и идем на привал. На данном этапе группа принимает общее стратегически-важное решение (которое, как окажется позже, было очень правильным) - отклониться от графика похода – пройти в первый день максимальное расстояние в направлении Ольвии, а во второй день быть на Кинбурнском полуострове, что позволит провести на Кинбурне 2 дня, вместо 1-го.
-= Зеленый свет группе на велосипедах! =-
13-00 группа вышла на Николаев, через час прошли знак, который оповестил нас о том, что мы вошли в город судостроителей. Николаев встретил нас зеленым светом на всех перекрестках, что позволило нам довольно быстро добраться до Адмиралтейства, где сделали небольшой привал в сквере «Доброта». После получасового отдыха группа пошла в сторону Варваровского моста. На выезде из Николаева остановились возле магазина на кофе, мороженное, пирожки и водопой. Встретили велотуриста Виктора из Харькова, который путешествует по Николаевской области на шоссейнике с 80-ти литровым рюкзаком. Пожелали друг другу удачи и пошли в разные стороны – Виктор на Николаев, наша группа на Парутино.
-= Первый привал. Урок от природы. =-
В 17-30 группа вошла в село Старая Богдановка для поиска места для привала. При въезде в село у добрейшей хозяйки мы запаслись водой из колодца. После недолгих поисков группа определилась с местом привала – лесок на берегу озера, в котором, вероятно, разводят рыбу (по периметру озера стоят столбы освещения). В 18-00 был разбит лагерь. Как позже скажет Вадим Roofer, что погода нам приподала урок на тему «В преддверии грозы лагерь необходимо разбивать быстро». Мы чудом успели разбить палатки, как начался настолько сильный ливень, что все, что не осталось накрытым, в том числе и ужин с поваром Виктором (если бы можно было передать в отчётё как готовит этот человек, вы бы понимали, почему на привалах в преддверии перекуса на лицах участников похода были довольные улибки ожидания). Дальше был ужин (макароны с тушенкой) и крепкий сон.
Итоги дня I.
Пройденное расстояние – 120,00 км
Количество времени на велосипедах – 9 часов 30 минут
Общий набор высоты за день – 400 м
Соотношение асфальт/грунт – 97% / 3%
День II. 29.05.2012. «Древний город Ольвия. Переправа. Берег Черного моря».
-= Ольвия – счастливая, богатая (др. греч. Óλβια) =-
7-00 – Подъем. Завтрак (овсянка со сгущенкой). Свертывание лагеря. Проснулись уставшими, но в хорошем настроении, несмотря на сырость из-за вечернего ливня и мелкого ночного дождя. Всю ночь наши палатки и все наши вещи атаковали улитки, некоторые из которых нелегально пропутешествовали с нами до побережья Черного моря. В 8-20 группа начала движение по трассе Т-15-07 на Парутино. По трассе прошли села Козырка, Каталино, Прибугское, запаслись питьевой водой. В 10-20 с отметкой на велокомпьютере 15 км группа достигла села Парутино. Заехали на местный рынок (2 торговых точки) на чай и самые вкусные бананы, которые мне когда-либо приходилось поглощать. После перекуса группа пришла к Национальному историко-археологическому заповеднику «Ольвия» . Билет для посещения данного заповедника стоит 10 грн без экскурсии. Стоимость экскурсии – 15 грн. Стоимость билета с посещением музея – 15 грн. Стоимость возможности фотосъемки – 5 грн. Также при входе в заповедник есть лавка с сувенирами. На посещение заповедника ушел 1 час (я успел заменить пробитую заднюю камеру, которую уже не спасал гель, Сергей успел возложить дары Зевсу в храме). Местность очень интерсная в археологическом плане, любителям памятников древней греческой культуры здесь очень понравится. Единственный недостаток – это небольшая территория заповедника, которая не запрещена для посещения, основная часть огорожена и вход на территории запрещен, что контролируется «суровыми» представителями «секьюрити» (наиболее интересная часть заповедника, запрещенная к осмотру – это «Нижний город», который расположен на берегу лимана).
-= Очаков (первоначально Кара-Кермен) – заложен в 1492 году крымским ханом Менгли Гиреем на месте южного форпоста Киевской Руси. =-
В 11-20 группа вышла из Парутино на Очаков. На участке от Парутино до села Дмитровка мы отлично поработали на трассе командно, шли плотно и быстро. Перед Дмитровкой очень крутой подъем на котором пришлось серьёзно поработать. За подъемом справа от трассы нам с ужасающим видом махали ветряные генераторы (сблизка они не такие приятные как издалека, к тому же издают не очень приятный шум). За подъемом нас ждал плотный и очень холодный дождь, который пришлось пережидать в лесополосе под орехами. Когда дождь стих мы пошли по трассе мимо сел Дмитровка, Яселка, Ивановка, Куцуруб. И в 13-50 с отметкой 55 км за день вошли в Очаков, и незамедлительно поехали в порт на поиски переправы.
-= Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый…
А.Т. Твардовский =-
От Очакова на Кинбурнский полуостров есть две переправы на небольшом катере от пляжа (25 грн с человека, 15-20 грн за велосипед), и на нормальном катере «Козырка» (в плане перевозки велогрупп)(25 грн с человека и 10 грн за велосипед) из Военного порта. Графики у обеих переправ, что очень странно, одинаковые, только тот катер, что поменьше, двигается быстрее (около 15 минут разница). На «Козырке» переправа по времени занимает ровно 1 час. После прояснения с переправой мы запаслись провиантом и водой на два дня пребывания на полуострове.
В 15-00 группа взошла на трап «Козырки» и заняла весь проход по правому борту. Пассажиры катера бросали в нашу сторону пессимистические комментарии, что то вроде – «Они думают что там асфальт». Но мы знали, на что идем!
-= Древнегреческое название Черного моря - Понт Аксинский (греч. Πόντος Ἄξενος, «Негостеприимное море»). =-
В 16-00 мы ступили на берег Кинбурнского полуострова на пристни села Покровское. И двинулись в пешем порядке через косу к побережью Черного моря. Ехать по дорогам Кинбурнского полуострова очень тяжело, т.к. по большей части это песчаные дороги, по которым не всякое авто проедет, не говоря о велосипеде с рюкзаком. На пристани мы также услышали в свой адрес комментарий от водителя местной маршрутки, который говорил что-то о непроходимости местных дорог, на что мы мало обратили внимание. И пошли. Пошли по очень красивым и очень труднопроходимым местам. Не все шло по плану в дороге к побережью Черного моря, мы неоднократно останавливались и советовались, делились топографическими знаниями и предположениями. Чем дальше мы углублялись в полуостров, тем чаще моросил дождь. Но группа держалась, мы даже шутили, Виктор разогревал нас анекдотами, Вадим Roofer уверенно вел нас вперед. И вот… Черное море! Усталость ушла, моросящий дождь незаметен, группа идет к привалу, к сосновому лесу на берегу моря, до которого 4-5 км пешего хода по мокрому песку. По ходу движения Вадим Roofer заметил на берегу так названный им «оазис». В нем мы разбили лагерь. От Покровского до лагеря мы прошли пешим порядком 8 км за 2 часа 20 минут. Вода в море была не холодной, стоял штиль. Перед ужином все купались. Потом был ужин (отменный гороховый суп от Виктора, кофе, чай). Ночь и крепкий сон под шум прибоя.
-= О комарах… =-
На полуострове много комаров. Местные говорят, что комаров еще нет, что будут они позже, и это пугает. Сколько же их будет, когда они, так сказать, будут? Были испытаны различные репелленты (мази, спреи) – помогает все, ненадолго, но помагает.
Итоги дня II.
Расстояние пройденное за день – 63,00 км
Общее пройденное расстояние – 183,00 км
Количество времени на велосипедах за день – 4 часа 10 минут / пешим порядком – 2 часа 10 минут
Общее количество времени на велосипедах – 13 часов 40 минут / пешим порядком – 2 часа 10 минут
Общий набор высоты за день – 210 м
Общий набор высоты – 610 м
Соотношение асфальт/песок – 90% / 10%
День III. 30.05.2012. «Гилея – земля Свободы»
-= Зов Посейдона. =-
В 8 -00 уставшие от мокрого песка и пасмурного неба, участники группы стали покидать свои палаточные жилища. Нас встретило ясное небо, теплое утреннее море и палящее солнце. Все мысли только о море. А о чем еще можно думать когда перед тобой чистейший морской берег и чистая до прозрачного морская вода. Все пошли купаться, немного позагорали. Завтракали кофе и печеньем.
-= На Покровку. =-
В 11-20 группа вышла на Покровку. Двигаясь вдоль побережья Черного моря, где по песчаной дороге, а где и просто через травяные заросли, разрезая тучи комаров, мы дошли до соснового леса, в котором Алексей Morvis показал свои познания в грибах, что означало, что нас ждет отменное грибное блюдо на ужин от повара Виктора. После небольшого привала в лесу мы продолжили движение на Покровку. Возле колодца в 13-20 было принято решение сделать привал на перекус, за время готовки которого, Виктор планировал плыть в море за рапанами (в этих местах он бывалый, и знает о затопленной барже в 150-ти метрах от берега). До баржи Виктор не доплыл из-за низкой температуры воды, но рапанов наловил. Пешим порядком пройдено 5,2 км. В 15-00 мы покинули побережье Черного моря и двинулись на Василевку.
-= Там где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится…=-
Дорога стала еще более сложной – песчаная, труднопроходимая, под палящим солнцем, с постоянным сопровождением комаров. По пути нас обогнал тот самый автобус, водитель которого нас пугал дорогами в Покровском, высунувшись в окно он снова нам что-то кричал, но в след услышал только шквал в меру позитивных изречений. Настроение в группе было отличное, мы обменивались анекдотами и смешными историями, поддерживая друг друга. В 19-30 группа вошла в село Васильевка. От побережья Черного моря до села 14,8 км, общее расстояние за день 20 км, в основном пешим порядком по песку. В Васильевке пополняем запасы воды у приветливого местного жителя, который нам и поведал о том, что комаров еще нет. Через 2,5 км по дороге на Геройское в 20-00 принимаем решение остановиться на ночлег в сосновом лесу, за которым открывается вид на очень красивое озеро с лебедями и дикими утками.
-= Человек собаке друг. =-
По дороге к лесу к нам прибилась собака породы, кажется, сеттер (если не так – ребята меня поправят). Алексей с ней очень подружился. Накормил и напоил этого очень голодного друга. Но пришлось нам с Алексеем мотнуть в село, чтобы отвести этого попутчика домой. И заодно пополнить запасы хлеба и воды. Назад поспели прямо к горячему ужину (рис с грибами).
-= О Кинбурне… =-
О красоте этого края тяжело рассказать в отчётной форме. Тяжело передать все ощущения испытанные на этой земле через слово или фото. В любом порядке - на авто, на автобусе (до Геройского из Херсона ходят маршрутки, либо с Очакова переправой), на велосипеде, очень рекомендую Вам внести Кинбурнский полуостров в список мест, которые нужно посетить. Ради столь полного ощущения свободы, ради столь тесного контакта с природой. Этот дивный край поражает своей природой. На полуострове очень много птиц, стоит только поднять голову и вы увидите пролетающих пеликанов или диких гусей, либо добраться до ближайшего озера и обрести возможность любоваться лебедями.
Итоги дня III:
Расстояние пройденное за день – 22,50 км
Общее пройденное расстояние – 205,50 км
Количество времени в движении – пешим порядком – 6 часов 45 минут
Общее количество времени на велосипедах – 13 часов 40 минут / пешим порядком – 8 часов 55 минут
Общий набор высоты – 610 м
Соотношение асфальт/песок – 0/100%
День IV. «День последний. Путь домой. Херсонская сотня».
«Всё что нас не ломает, делает нас сильнее» - Алексей Morvis.
6-30 – подъем. В быстром темпе сворачиваем лагерь. Все понимают, что впереди не самый легкий участок похода. Быстро завтракаем кофе и конфетами.
На выезде Алексей решил поджать болт на багажнике, который вероятно согнулся, отчего при попытке его подтянуть сломался. Повезло, что на рюкзаке есть лямки для переноски его на спине. Алексей, у которого, к тому же, после второго дня подпухла нога в районе голеностопа, был вынужден брать весь вес на спину. Это испытание он выдержал достойно – молодец!
-= Там где пехота не пройдет и бронепоезд не промчится… Часть 2. =-
8-00 выдвигаемся на Геройское. Дорога труднопроходимая, грунт с песочными насыпями, ехать получается не всегда, но двигаться легче чем по дороге на Василевку. И вот первые люди на маршруте, а впереди виднеется Геройское. Подъезжаем к людям, которые заняты связкой заборов из камыша. И нас отправляют назад, мы приехали в тупик к непроходимому болоту, из-за того что километром ранее мы свернули не туда. Идём на Геройское. Когда мы увидели как грунтово-песчаная дорога переходит в асфальт начали кричать и радоваться как дети, я даже упал на асфальт и начал его обнимать, так измотал нас песок. Здесь сказка под названием «Гилея» заканчивалась, и начиналась цивилизация. На велоомпьютере 9 км за день, на часах 9-20. Впереди «сотка» на Херсон.
-= Два пуда соли. =-
В Геройском всей группой мы пошли к храму Казанской Божьей Матери. Пока вся группа фотографировалась в развалинах храма. Из ворот «Соледара» выехал Виктор «Отважный», на его багажнике красовался… мешок соли! Виктор рассказал нам, что в Геройском знатная соль, и что использует он её для ванн, для своей семьи и ребенка, вот такой любящий и заботливый отец. Эти два пуда ему везти до Херсона. На выезде из Геройского, возле продуктового магазина, делаем остановку, на приведение велосипедов в порядок после песчаных дорог. На данном этапе группа делиться на две части – Сергей и Вадим Roofer уходят раньше в 10-00, так как ехать быстро они не планировали. Я, Morvis и Виктор планировали двигаться быстро, мы выехали в 10-20. В 12-20 подгруппа из трех человек остановилась на привал в селе Рыбальче, а подгруппа из двух человек к этому времени была на выезде из Рыбальчего. На велокомпьютере пробег за день 39 км. В 13-50, когда Вадим и Сергей уже на выезде из Старой Збурьевки, я, Алексей и Виктор выходим в путь. Идем плотно, со средней скоростью 25 км/ч. При выезде со Старой Збурьевки на трассу на Голую Пристань нас застала стена встречного ветра. При подъезде к Голой Пристани Алексей встретил знакомого на автомобиле, которому вручил свою наспинную ношу, и дальше пошел налегке. На данном этапе решили, что Виктор оставит свою соль на даче у Вадима в Коханах, на которой в этот момент уже были Вадим и Сергей.
-= Будда-дача. =-
В 16-00 мы приехали в Коханы на дачу к Вадиму. На велокомпьютере 82 км за день. Как сказал Сергей, дача Вадима – это идеальное место для созерцания, релаксации и медитаций, и что называют они её Будда-дачей. Настолько красивого, гармоничного и умиротворяющего места я еще не видел. Очень хотелось остаться (Вадим предлагал, так как сам оставался до утра), но город был слишком близко, чтобы не осилить этот участок. В 16-30 мы вышли из Коханов группой из 4-х человек. Отлично поработали группой на трассе. До Цюрупинска мы долетели чуть меньше чем за 20 мин.
В 18-00 с показателем пройденного расстояния 117 км за день за Антоновским мостом мы разъехались по домам. С Алексеем мы двигались вместе до ул. Поповича, где я пробил заднюю камеру, и попросил меня не ждать. Заменив её во дворе, где меня облепили дети с расспросами, я поехал домой к любимой.
Итоги дня IV. Итоги похода.
Расстояние пройденное за день – 117,00 км
Общее пройденное расстояние – 322,50 км
Количество времени на велосипедах за день – 7 часов
Общее количество времени на велосипедах – 20 часов 40 минут / пешим порядком – 8 часов 55 минут
Общий набор высоты за день – 70 м.
Общий набор высоты – 680 м.
Соотношение асфальт/грунт/песок по маршруту похода – 88%/1%/11%
Наша история на этом закончилась. Как сказал Вадим у себя на даче – «Подумать только, это уже прошлое!». Хочу выразить огромную благодарность всем участникам похода «Херсон-Ольвия-Кинбурн-Херсон» за эти незабываемые 4 дня! Это была очень позитивная группа, мы все работали как единое целое. Спасибо!