Попытка восхождения на Эльбрус по северному склону командой из Херсона и Николаева в августе 2012 г.
Часть1. А как Вы относитесь к терроризму на Украинских железных дорогах?
Первый раз большинство из нас ехало на Кавказ. Первый раз каждый из нас собирался забраться на такую высоту. Готовились почти год морально и материально. Купили и одолжили кучу новых и не очень новых вещей, ходили зимой в Крым на Чатырдаг, проверяли снарягу и себя в условиях зимних ночевок.
Горный туризм с восхождениями предполагает кучу новых вещей, которые в том же маленьком, уютном и таком домашнем Крыму не нужны в принципе. На выходе из дому мой рюкзак весил, ни много ни мало, 42 кг., это при моих 67. Может и взял что лишнее - на месте разберемся. Это не поход, а восхождение с возвратом в исходную точку, поэтому все сразу таскать не придется. Главное, думал про себя, было туалетную бумагу забыть, но она, поверить трудно, уже просто ни куда не влазила )))
Маршрут к Кисловодску мы выбрали железнодорожный. Не самый быстрый, с приличным крюком и пересадкой в Знаменке Кировоградской области, но зато так билеты можно было заранее взять на всю группу. К слову наша группа к моменту покупки билетов, в силу разных причин, заметно сократилась. Из, где-то, 15-ти желающих осталось шесть человек и один Вовка- автостопщик. Зато в компании 3-х девушек: Оли, Любы и Алены, а это много стоит.
Организаторы всего этого безобразия Оля и Андрей - туристы с многолетним опытом, и любящие разного рода авантюры, вроде того что бы дополнить обычный поход по Крыму спелео, скалолазной или каньонинговой составляющей.
Но в этот раз туристы просто захотели взойти на Высшую точку Кавказа а заодно и всей России. И не так, как это делает большенство новичков, с более цивилизованного южого склона, а как положено настоящим дикарям с менее нахоженной северной стороны. Но сначала нам до Кавказа надо было еще доехать.
Первый поезд Херсон-Харьков отошел из Херсона в 16.05. По пути в Николаеве мы подобрали шестого участника похода Мишу. Вагон в лучших традициях, украинских вестернов, когда за бортом +30, а внутри все 40, т.к. окна забиты гвоздями и задуты монтажной пеной.
Пересадка на поезд Киев-Кисловодск должна была произойти в Знаменке по времени у нас был запас в 1,5 часа на случай задержки, вот только в Высокополье мы почему-то стоим дольше обычного. Вышли подышать на воздух, т.к. в вагоне воздух становится всё тяжелее и гуще. Стоим дышим воздухом на полустанке, на котором даже перрона нет, как мимо вдоль состава пробегает начальник поезда с криками всем срочно выходить из вагонов и отбегать подальше, щас рванет. Отбежали подальше, подождали пол часа, но почему-то ничего не рвануло. Позже сказали, что последний вагон якобы заминирован. МЧС долго его обыскивали, но ничего не нашли, и нам разрешили зайти в вагоны. Мы обрадовались что наконец поедем, и у нас еще есть шанс успеть на второй поезд. Но ребята наверное захотели выслужиться и решили на всякий случай проверить еще и два следующих вагона, и нас снова попросили выйти. Тут наши надежды, в отличии от поезда, пошли под откос. Мы обдумывали планы, как перехватить второй поезд в Днепропетровске до которого от сюда 200 км или в Макеевке, звонили знакомым, ходили к кассам, бегали по таксистам и перевозчикам, но поездов подходящих нет и на следущих станциях тоже, и никто из местных водил не решался нас везти даже в Кривой Рог на автовокзал, не то что в Днепропетровск, да и время уже шло к полночи.
Кто же виноват? Чья глупая шутка? Оказалось, что сошедшему на предыдущей станции хорошо поддатому гражданину показались подозрительными какие-то проводочки торчавшие из чьей-то сумки в вагоне. Ну чем не повод задержать поезд? Гражданина тоже на всякий случай задержали до выяснения. И позже выяснили, что он стоит на учете в психушке с каким-то параноидальным диагнозом.
Это ничего, что мы безнадежно опоздали на следующий поезд до Кисловодска. Это ничего, что единственное, что для нас могла сделать Украинская железная дорога, это вернуть на него деньги. Ладно мы, вот один парень опоздал на поезд до Баку, который ходит раз в неделю. Что ему теперь делать?
Ну что ж, мы в Знаменке. Каковы наши дальнейшие действия? Плюнуть на всё и вернуться домой, или ждать следующего поезда на Кисловодск (а это будет через сутки), или ехать на чем попало на Кавказ, куда-то на Юго-восток? Но поездов из Украины других нет, даже до Ростова на Дону. Но туристов, если потеряли тропу придерживаться генерального направления. Вот, думаем, Донецк вроде большой город, от туда наверняка должна быть куча автобусов до Ростова, а от-туда что-то до Кисловодска. Сели тем же утром на ближайший поезд до Донецка.
Там на городской маршрутке до автовокзала. Но билетов на ближайший, а это аж утренний, рейс до Ростова нет. Было уже около семи вечера. В Какой-то агонии мы с Андреем снова начали договариваться с таксистами провести нас через границу до Ростова. Перебрав несколько вариантов и поторговавшись мы остановились на 1800 грн. При чем до Мариуполя мы едим на двух Ланосах, а от-туда через границу в Ростов в роскошном микроавтобусе Фольксваген. Эти 300 км пути оказались самыми быстрыми не считая прохождения границы. Вроде даже был вариант заплатить 100 грн за "Зеленую улицу" чтоб не стоять в очереди, но мы его провтыкали, и оказалось буквально чуть-чуть не успели на ночной поезд до Кисловодска. Что ж, подождали утреннего. Подремали на вокзале, погуляли с Любой и Аленой по ночному Ростову.
Среди огромных многоэтажек обустроенного и чистого спального района нашли маленькую аутентичную колонку с водой, заняли очередь за местным бомжом, чтобы хоть ноги помыть, потому что вторые сутки на жаре по поездам и вокзалам шатались.
До Кисловодска мы поехали на Московском поезде, а это значит, там были вежливые и опрятные проводники, кондиционеры в каждом купе плацкартного вагона и чистые туалеты с индикацией свободно/занято. Для меня, человека провинциального, это было выше всех ожиданий.
Для справки:
Весь путь от Херсона до Кисловодска составил 1700 км,
занял чуть более двух суток и 650 грн. с человека.
Херсон-Знаменка - 50грн., Знаменка-Донецк - 54 грн., Донецк-Мариуполь-Ростов - 300 грн., Ростов-Кисловодск - 240 грн.
Часть2. Его величество.
На Кисловодском вокзале пасмурно, немного моросит. Появился Вовка, который сюда приехал автостопом и, дожидаясь нас, несколько раз ночевал в палатке за городом. Нашего договоренного УАЗика естественно нет, мы должны были приезать рано утром, а приехали поздно вечером. Поэтому мы занялись привычным делом - тормошим таксистов, те звонят знакомым "горным" перевозчикам. Находим, торгуемся. Он как раз возвращается с очередного рейса. Нам попался крепкий, опытный грузин на своём верном и безотказном УАЗ-452 в народе "Буханка". Дядька обрадовался, что мы Украинцы и согласился делать ночную заброску на поляну Эмануэля на высоту 2500 м, что возле урочища Джылы-Су.
Оказывается дороги от дождей и постоянных туманов не просыхают, а ехать нам по ним 98 км. Через окна кроме луны и нечетких очертаний гор ни черта не видно, ни обрывов у нас под колесами, ни промоин в дороге.
С пробуксовками и соскальзываниями вниз мы проехали все перевалы и спустились к реке Малка на поляну имени генерала Эмануэля. Это его экспедиция в 1829 году впервые покорила Эльбрус и восходили они от сюда, с севера.
Конечная рядом с кошем. Здесь рядом бьет маленький скромный источник белый нарзан с необыкновенно вкусной газированной водой. С тем, что продают в бутылках это вообще не сравнить, что бы там ни было написано на этикетках.
Но первое, на что хотелось посмотреть - это наша цель, которая чуть-было не потерялась где-то на очередном вокзале, когда уже становилось всё-равно куда мы едем.
,.. но всё-таки он сидел, как властелин на своём троне среди окрестных гор-вассалов в окружении свиты из ледников. Он здесь всем управляет, он всё видит, ему подчиняется погода и он никому не покоряется, а лишь сам выбирает кто достоин взойти на его вершину, а кто нет. Но фиг его знает, чем он там руководствуется, или делает это совершенно рандомно, ибо всяко на Эльбрусе бывает... В прошлом году, например, от беспощадно сдул с себя тур-приют, который люди старательно построили на седловине между вершинами, а в позапрошлом сбил пролетавший мимо военный вертолет Ми-8, а потом еще два: один с туристами, а второй со спасателями этих туристов. Короче своенравный самодержец, Я уже молчу про то скольких людей он к себе не подпустил, и скольких не отпустил обратно. Ну обычно почти всех отпускает...
Наш план кажется прост как три рубля. У нас есть 10 дней и за них мы должны успеть залезть на гору. Но кроме тяжелых рюкзаков и переменчивой погоды есть еще один фактор усложняющий любое восхождение - высота и симптомы горной болезни. То о чем мы только читали будем испытывать на себе. Говорят, неизвестно, кого горняшка прихватит сильнее, кого слабее, а кто и вовсе её не почувствует.
День 1-й.
Вышли поздно, примерно в обед. Потому что акклиматизация на высоте 2500 и без того получилась короткая. Но дорога внесал свои коррективы. По хорошему в это время мы должны были уже назад двигать, но мы всё-равно идем не спеша, любуемся видами и дорогой, а заодно не насилуем быстрым подъёмом свои организмы. Для нас пока здесь всё в первый раз, совершенно не Крымские ландшафты, с другими масштабами, формами и цветами, поэтому взгляд задерживается на каждом фраменте окружающего пейзажа, а голва верится на все 360 крадусов по горизонтали и сколько может по вертикали.
а потом шел подъем к Немецкому аэродрому вдоль сухого русла ручья. Огромная плоская площадка настолько ровная, что ею воспользовались во время войны немецкие люфтваффе. Длинный переход по поляне аэродрома и еще один затяжной крутой подъем по извилистой тропке и еще несколько чередований более и менее крутых участков, по ка мы не поднялись до морены - хаоса из каменных глыб разного калибра вытолкнутые с горы ледником, и оставленные после его отхода.
Мы лежим на камнях, готовясь к последнему броску, а в голове всё тикает пульс.
Последние сыпухи, и вот наконец высота 3700 и базовый альплагерь на границе с ледником. Казалось подъем занял целую вечность и дался нелегко. Запаковали вещи в большие мешки, посмотрели на Эльбрус поближе. Сейчас 19 вечера. Путь на верх заняла 6 часов, прилично нас вымотав, вниз будем идти часа 4, большую часть уже по темноте. Заблудиться сложно, разве что только на морене, в остальном ориентиров полно, но сложность рельефа, приличных уклон и обрывистые тропы не дают расслабиться. Уже на спуске у всех разболелась голова. Вернулись около одиннадцати совершенно разбитые, ужинать не стали. Всех корчила головная боль, аж до тошноты. Смогли себя заставить приготовить и выпить чаю, но к чаю ничего не запихивалось. Вот она - высота.
Днь 2-й.
На утро ни у кого симптомов не осталось и все выспались. Утренняя порция освежающего нарзана и мы собираем оставшиеся вещи, палатки и тоже несем их на верх. Снова довольно долгие сборы. Снова вышли около полудня. А рюкзачки получились всё-таки тяжелее чем вчера. Ну хоть назад уже не идти. Теперь тот же путь более знаком и показался мне короче. Нас часто накрывало облаками и моросило. Поднимались с сильной одышкой. А мимо нас то и дело вверх и виз проносились переносчики рюкзаков. Им подъемы давались настолько легко, что нас хватала зависть, за такое здоровье. Ребята говорят, дело привычки, и что им по началу тоже тяжело было. Но деньги они берут за перенос немалые: грубо говоря 100 рублей за 1 кг поклажи.
Но нас согрела гитара, которой все удивлялись, что мы её сюда приперли. На следующий день по плану ледовые занятия, и прогулка до нижних скал Ленца (4500м).
Часть3. Первый августовский снег.
День 3-й.
По леднику в кошках ходить можно, а без них почти не получается. Но там, где начинается рыхлый снег, к кошкам без антиподлипов, налипали пласты снега. Антиподлипы были только у девченок. И нам приходилось либо таскать эти лишние килограммы за собой, либо через каждый шаг оббивать их ледорубом. На верх вела протоптанная тропа с частыми вешками, пересеченная неширокими, но глубокими трещинами в леднике. Падать в них неохота, поэтому до скал Ленца почти все ходят в связках.
Прогулка удалась, но все спускающиеся вниз люди делали замечания, что мы типа слишком поздно вышли, и погода наверху после обеда сильно портится. Ледник показал нам наши слабые места: у кого одышка, у кого кошки то и дело слетали.
День 4-й.
На следующий день мы решили подняться повыше. С Любой и Вовкой дошли где-то до 5000 м. Здесь уже при каждом шаге вверх я начинал чувствовать высоту, в голове как буд-то что-то тикало и мяло её. И мы хотели поднятся еще выше, до верхнего края скал Ленца, но нас застала гроза. А на пяти тысячах после грома пошел не дождь, а начался снежный буран, который буквально спихивал с горы. Вот и нас он спихнул на 4820 м. Там как раз есть плоская площадка среди скал и камней на которой потерпел крушение тот самый МИ-8. Вокруг вмерзшие в лед лежат его обломки и стоит маленький перекошенный старенький кунг - будочка где-то 2,5х5 метров, в которой временно обитали охранники вертолета от посягательств альпинистов. Если б их не было вертолет давно бы растащили на сувениры.
Вертолет забрать с такой высоты было невероятно трудно. Никакая техника туда не заедет. Это возможно лишь с воздуха. Но для нормальной работы двигателей винтоткрылых машин здесь мало кислорода. Вот почему они и падают. Вертолет смогли забрать лишь спустя пол года другим огромным вертолетом Ми-26, поставив тем самым 11 мировых рекордов, ибо таких условий и веса транспортировки на внешней подвеске в мировой практике еще не было.
А кунг оставили. И он теперь используется многими как убежище от непогоды. Только я понятия не имею, как здесь жили сторожа. Сильный перекос кунга в двух плоскостях дает такой сдвиг по фазе, что зайдя во внутрь я чувствовал себя так дискомфортно, как на самом жутком аттракционе в лунапарке. Это настоящее испытание для вестибюлярного аппарата и нервной системы. В первый раз я так и не привык в нём находится а в сочетании с симптомами горняшки еще долго приходил в себя, вспоминая где верх, а где низ. Стоя на склоне огромной горы равнинным жителям тоже приходится привыкать к новому положению плоскостей и горизонта.
День 5-й.
После этой разведки мы решили поставить верхний лагерь недалеко от кунга, на случай, если палатки унесет ветром или засыпит снегом. Для этого хотим заранее подготовить места под палатки используя лавинные лопаты, а заодно сделать заброску провизии. Пошли все ребята: Барчук, Миша, Вовка и Я.
По возвращении и после ужина мы стали свидетелями интересного электростатического явления. Выло сыровато, над нами или вокруг нас висело облако. Случайно подняв руку вверх Миша услышал электрическое потрескивание. Окзалось это трещат пальцы рук. И чем выше их подымешь, тем сильнее трещат. Мы стали стукаться дрг о друга током. А еще волосы на руках становились дыбом. И тогда девченки сняли свои шапки, и это было очень смешно и громко от Аленкиных комментариев. Так мы подняли на уши весь альплагерь. Началась коллективная истерия.
Часть 5. Зимние ночевки.
День 6-й.
Следуюущий день общий подъем до высоты 4820 и организация горного лагеря. До скал ленца тропа немного меняется старые трещины закрываются и открываются новые. Через них приходится или перепрыгивать или проваливаться сквозь наст (хорошо что только по пояс) Выше скал Ленца все сильнее ощущается каждый шаг помноженный на килограммы веса рюкзака. С собой обязательно нужно брать воду в жидком состоянии, т.к. пить хочется постоянно. Мы с Мишкой добирали воду из снега в бутылочки с водой и топили его за пазухой, так можно постоянно её пить и пополнять. Вовка здорово ушел вперед, потом ковыляли с одышкой мы с любой, остальные шли сзади, но в поле зрения. На площадке с кунгом снова дул приличный ветер. Места под сугробом, которые мы наивно копали под палатки беспощадно засыпало снегом. Я как поднялся, сразу принялся их снова расчищать. Потихоньку подтянулась вся группа, за исключением Вовки. Странно. Он шел впереди. Может решил обойти эту скалу справа, там действительно подъем не такой крутой. Он здесь был уже два раза, и, вообще, тут заблудиться негде. Но вот уже проходят все сроки. Погода портится, ветер больно метет колючий снег. Мы прячемся от него в кунге, оставив рюкзаки снаружи (они туда просто уже не влазили), периодически снаряжаем "экспедиции" к рюкзакам за карематами, едой и одеждой. Перемещение по кунгу - это настоящая акробатика. Всё внутреннее пространство кунга очень неудобно для пребывания внутри (кроме страшного перекоса там стоит высокая перегородка во вторую половину вагончика), но выбора нет. Отогреваемся, варим чай, переживаем за Вовку. Надеемся, что он успел дойти обратно или спрятался от непогоды. После перекуса и отдыха, я пробежался по окресным скалам, заглядывая в разные возможные нычки, но всё тщетно. Что ж остается, надеятся, что Вовка не замерз где-где нибудь в скалах, не провалился в трещину, а смог спуститься в базовый лагерь. Но это мы сейчас узнать не можем.
Не без труда мы смогли поставить две наши палатки и соорудить из снеговых блоков защитный вал от сыплющегося со склона снега. Может он его задержит хоть на какое-то время?
Но ночью нас ждало новое испытание. Точнее оно ждало мою почти кемпинговую палатку. Кроме ветра, который сдувал к палатке снег, он еще и шел всю ночь. Пришлось несколько раз вылазить из палатки, чтоб её откапывать и укрепить треккинговыми палками, а то дуги уже почти складывались.
День 7-й.
Утром, вместо еще одного дня акклиматизации с прогулкой чуть выше скал Ленца мы с Мишей, как самые прыткие, были отправлены в базовый лагерь искать Вовку, или сообщить о его пропаже на КСС. Состояние у нас обоих было как со страшного бодуна. Третий раз на этой высоте, а всё никак к ней не привыкнем. Идти совершенно не хотелось, особенно понимая, что потом придется возвращаться. Но пройдя пол пути, чуть ниже скал Ленца мы узнали вдали подымающийся Вовкин силуэт и сели его подождать. Как хорошо. что с ним всё в порядке... ну почти. Оказалось, что вчера в пасмурную погоду Вовка не одел темные очки и подпалил глаза. Такое в горах не проходит. Он почти ослеп. Ему тогда показалось что мы ему машем снизу, и он начал спускаться. Когда понял, что ошибся, испортилась погода, а сил на подъем уже не оставалось. Вот он и вернулся в базовый лагерь. А сегодня рано утром пошел к нам. Теперь его глаза сильно болели и слезились, а зрачки стали почти белыми. Выглядит такое жутко. У меня у самого от такого начали глаза слезиться.
Наше время на этой высоте течет медленно. Медленный спуск, медленный подъем, все движения как в космосе. Но день течет, как ему положено. Так что, сколько мы там гуляли, а поднялись с Вовкой только после обеда.
А вечером нас ждало самое сказочное светопредставление. После ужина выйдя из вагончика мы наблюдали тусклые огоньки на верхушках всех скал и камней вокру. Сразу вообще не можешь понять что это: не молнии, не зарницы, не звезды, а больше похоже, как кто-то на верхушку каждого большого камня поставил маленький фонарик с рассеивателем. Это и есть огни святого Эльма. После этого появилось огромное желание вытащить руки из рукавиц и поднять их вверх. И результат превзошел все наши ожидания. В наэлектризованном воздухе из пальцев с легким потрескиванием в небо исходили сотни тонких, длинных, извилистых молний наподобие тех, что можно видеть в стеклянных шариках. Вот она награда за все испытания, сказочный подарок от горы. На всю эту красоту смотреть хотелось и хотелось,.. не моглось и желание залезть в спальник на тот момент пересилило желание вытащить фотоаппарат и ковыряться замерзшими пальцами в настройках.
Часть 6. Метания.
День 8-й.
Всю следующую ночь и утро дул ветер. В наших степях такие не водятся. Это настоящая аэродинамическая труба. Много людей сегодня ночью пошли на вершину из базового лагеря. Но многие не дойдя возвращались.
А наше время заканчивалось. Решиться на восхождение мы так и не смогли. Наладится ли погода, ни кто не знал, а мы хотим еще сходить в долину нарзанов, и посетить водопад Султан. У нас есть 1 день на то, чтобы спуститься в базовый лагерь, 1 день чтобы спуститься на поляну Эмануэля, и день резервный, или экскурсионный. И неизвестно, выдержит ли еще одну ночевку моя потрепанная палатка. В общем мы решили, что еще вернемся на Эльбрус и попробуем подняться по восточному склону. А пока что идем вниз.
Кстати спустившись вниз заметили, что облака на вершине куда-то делись, а ветер стих. Пошутил над нами Эльбрус. Но сожаления о том, что не взошли всё-таки не было.
День 9-й.
На следующее утро мы собрали все вещи из базового лагеря и пошли вниз. Все кроме Вовки. Он решил, всё-таки не ждать следующего года и в 4 часа утра начал подъем на вершину сам. Что ж пожелаем ему удачи и хорошей погоды на верху.
Мы спускались другой тропой через поляну грибов и скалу Динозавр. На поляне Эмануэля вечером и ночью моросил дождь. А мы, как обычно коротали время в моей огромной палатке с гитарой и песнями.
День 10-й.
А на следующий день пошли познавать Кавказ таким как его видят обычные люди.
Погода была изменчивая, на сколько это вообще возможно. Если у нас было шикарное, солнечное утро, то на обратном пути нас до нитки вымочила гроза. Гром там особенно громкий. Он резонирует между горами короткими но оглушающими раскатами.
Поздно вечером Вернулся Вовка опьяненный вершиной и даже не поставив палатку побежал потчевать чаями своих новых знакомых. Он всегда так делает.
Как стемнело снова заморосил дождь, и мы снова в палатке устроили прощальный музыкальный вечер.
Промозглым утром в 6 часов мы перешли на другой берег Малки, где погрузились в приехавший за нами тот же настоящий грузинский УАЗик.
Эльбрус еще очень долго провожал нас, когда мы выезжали из очередной долины, и мчались по плоскогорьям, еще где-то километров 50-60. Он поистине огромен. На весь горизонт на много километров вокруг нет фигуры величественнее его.
До свидания, Ваше Величество!
Весь наш обратный путь прошел строго по плану и расписанию. Все кроме Вовки уехали на поезде. Вовка автостопом. И все успешно приехали домой А мы так привыкли к приключениям, что тут даже писать не о чем ))))
Хотя, когда мы остановились в Днепропетровске на 20 мин, я выскочил и побежал на привокзальную площадь в ближайший супермаркет за лавашом и кефиром. А там очередь. Вот тут и просыпается смелость законопослушного гражданина, которому есть что терять, когда он вопит на пол супермаркета, что у него поезд отходит.
Фотоальбом В Контакте: http://vk.com/album10834284_163000987
Благодарности:
Спасибо Андрею и Оле Барчук за чудесный поход,
Володе Проценко за предоставленные кошки,
Аленке Смайл за горнолыжную масочку, которая на высоте оказалась удобнее, и надежнее специальных альпинистских очков,
Григорию Мирону за крепкий и удобный рюкзак Сталкер 95
Херсонским секондам, за то, что там почти всё можно найти )))
А кому лень было всё это читать, есть такой короткий (всего на 26 минуток) ролик от Миши:
Теги: Эльбрус, горный поход, Кавказ
Отредактировано Retivoy (27.06.2013 08:03)